+7(963) 762 68 59 +7(495) 920 31 28

Аутсорсинг бухгалтерии

Чем подтвердить целесообразность расходов на аутсорсинг.
Что будет, если компания-аутсорсер взаимозависимая.
Даже при наличии бухгалтера затраты на аутсорсинг обоснованны.

Буква закона. В чем разница между аутсорсингом и аутстаффингом
Аутсорсинг (англ. outsourcing - "внешний источник") - это передача отдельных функций организации (например, ведение бухгалтерского учета, кадровое дело, юридическое сопровождение, поддержка компьютерной сети) внешним исполнителям - аутсорсерам, субподрядчикам или высококвалифицированным специалистам сторонней компании.

Аутстаффинг (англ. outstaffing - "выведение персонала за пределы штата") - это предоставление организации-заказчику определенного количества работников. То есть заказчик заключает с исполнителем договор о предоставлении персонала. И сотрудники исполнителя выполняют определенные работы или услуги для заказчика, напрямую не вступая с ним в гражданско-правовые или трудовые отношения.

Передачу бухгалтерии на аутсорсинг оформляют договором и закрепляют в учетной политике

Руководитель организации передает ведение бухгалтерского и налогового учета специализированной организации на основании договора (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Постановление ФАС Московского округа от 21.07.2005 N КА-А41/6715-05). В нем важно четко зафиксировать все обязанности исполнителя. В частности, прописать, что исполнитель несет ответственность за своевременное перечисление налогов в бюджет, за правильное составление первичной документации и т.п. Кроме того, нелишним будет включить условие о том, что информация, переданная заказчиком исполнителю, составляет коммерческую тайну.

Также передачу ведения бухучета на аутсорсинг целесообразно прописать в учетной политике организации. Если компания передала ведение бухгалтерского учета сторонней организации в середине года, изменения в "учетку" вносятся отдельным приказом (п. 10 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Риски аутсорсинга бухгалтерии возрастаютпри наличии в штате компании бухгалтерской службы. Однако, к расходам, уменьшающим налог на прибыль, относятся затраты на услуги по предоставлению сторонними организациями работников для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и реализацией (пп. 19 п. 1 ст. 264 НК РФ). А также расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними лицами (пп. 36 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При этом не уточняется, могут ли в компании трудиться аналогичные специалисты. Поэтому даже если в штате компании есть собственная бухгалтерская служба, расходы на аутсорсинг бухгалтерии уменьшают налогооблагаемую прибыль (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.09.2012 N А32-36378/2011).

Но есть мнение, что затраты на оплату услуг по предоставлению персонала можно учитывать при налогообложении прибыли только в том случае, если в штате организации отсутствуют аналогичные специалисты (Письмо Минфина России от 05.04.2007 N 03-03-06/1/222). Чтобы снизить риски налоговых доначислений в случае передачи на аутсорсинг ведения бухгалтерии при наличии в штате компании собственной бухгалтерской службы, целесообразно уточнить, например:

  • что обязанности штатных бухгалтеров и сотрудников аутсорсинговой фирмы отличаются;
  • штатные сотрудники компании не справляются с объемом работ и для оформления нужного числа документов и отчетности необходима помощь привлеченных специалистов;
  • штат компании полностью не укомплектован необходимыми сотрудниками;
  • договор аутсорсинга заключен на период отпуска или болезни главного бухгалтера.


Примечание. Дублирование функций бухгалтера не опасно, если договор аутсорсинга заключен на время его болезни.

Взаимозависимость организации и привлеченной бухгалтерской
службы - не повод для налоговых доначислений

Сама по себе взаимозависимость организации-заказчика и исполнителя по договору аутсорсинга не означает, что стороны недобросовестны в налоговом плане (Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского от 21.08.2014 N А29-6059/2013 и ФАС Западно-Сибирского от 20.03.2006 N Ф04-1521/2006(20764-А46-15) округов). Риски минимальны, если специализированная организация действительно ведет бухгалтерский и налоговый учет компании и стоимость услуг соответствует рыночным ценам.

Но дробление бизнеса и перевод части персонала во взаимозависимую компанию с последующим заключением договора аутсорсинга - довольно распространенная схема уклонения от налогообложения (Постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского от 08.04.2015 N Ф02-896/2015 и Северо-Кавказского от 19.03.2015 N Ф08-989/2015 округов). Риски возрастают, если проверяемая организация - единственный клиент компании-аутсорсера (Постановления ФАС Поволжского округа от 05.03.2009 N А55-9032/2008, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2010 N 07АП-1755/10).